Авторизация

 

Регистрация

Восстановить пароль

Юридическая компания

DENTONS DENTONS
пїЅ Вернуться в карточку компании

Новые требования к предоставлению отчетности по зарубежным счетам российских резидентов – физических лиц

18.03.2015

2014 году российские законодатели внесли изменения в Федеральный закон № 173-ФЗ1 («Закон о валютном контроле») путем принятия Федерального закона № 218-ФЗ2 («Закон № 218-ФЗ»). Среди прочих изменений, Закон 218-ФЗ вновь распространил обязательство по предоставлению отчетности по зарубежным счетам, включая вклады, («Зарубежные счета») для российских резидентов – физических лиц3 («РР – ФЛ»).
Указанные изменения существенно усложняют положение РР – ФЛ, имеющих Зарубежные счета, в плане отчетности и потенциальной ответственности за ее непредоставление. Новая обязанность по предоставлению отчетности, в свою очередь, сделает РР – ФЛ уязвимыми в части обнаружения (и наложения штрафных санкций за) нарушения правил, установленных в отношении разрешенных источников доходов для зачисления средств на Зарубежные счета. Знание и понимание таких правил весьма существенно для РР – ФЛ.

Предпосылки

Читатели, возможно, помнят, что c 2003 года Закон о валютном контроле изначально требовал от РР – ФЛ ежегодно предоставлять отчеты российским налоговым органам по остаткам на их Забежных счетах в начале каждого календарного года. Спустя несколько лет данное требование было отменено. В течение 7 лет РР – ФЛ были избавлены от бремени предоставления какой-либо отчетности по Зарубежным счетам. От РР – ФЛ требовалось лишь уведомить в течение месяца налоговые органы об открытии Зарубежного счета (впрочем, РР – ФЛ зачастую пренебрегали и этим).

Между тем, Закон о валютном контроле всегда требовал от российских резидентов – юридических лиц отчетов о движении средств по их Зарубежным счетам. Однако, лишь в декабре 2005 года Правительство РФ издало Постановление № 8194 , установив точный порядок предоставления отчетности по Зарубежным счетам российских резидентов – юридических лиц.

В настоящее время

Закон о валютном контроле (с внесенными в него на сегодняшний день изменениями) обязывает Правительство РФ официально установить порядок предоставления отчетности по Зарубежным счетам РР – ФЛ. Как и раньше, сам Закон о валютном контроле не определяет точный порядок предоставления отчетности. Поэтому Правительству РФ было предложено урегулировать это вопрос должным образом.
Несмотря на то, что Закон № 218-ФЗ был принят в середине 2014 года и установил для РР – ФЛ обязанность по предоставлению соответствующей отчетности с 1 января 2015 года, на сегодняшний день Правительство РФ все еще не определило порядок ее предоставления.

Таким образом, закон требует от РР – ФЛ предоставлять отчетность по их Зарубежным счетам. Однако официально установленного порядка регулирования этого вопроса до сих пор не существует, включая периодичность предоставления такой отчетности или необходимую подтверждающую документацию. Хорошей новостью для РР – ФЛ является то, что на сегодняшний день Кодекс РФ об административных правонарушениях («Кодекс об административных правонарушениях») формально не предусматривает никакой административной ответственности (и, соответственно, штрафных санкций) за непредоставление РР – ФЛ соответствующей отчетности.

Ну и о чем мне тогда беспокоиться?

Очевидно, что цель принуждения РР – ФЛ предоставлять указанную отчетность состояла не в том, чтобы просто востановить такую обязанность восстановить (хотя история знает и более странные случаи). Российские регуляторы по разным причинам (финансовым и политическим) стремятся узнать, чем их граждане владеют за рубежом. Знание о движении денежных средств по Зарубежным счетам РР – ФЛ было не так актуально, когда было меньше разрешенных источников доходов для зачисления средств на такие Зарубежные счета (основным источником поступления указанных сумм были принадлежащие российским физическим лицам счета в российских банках).5 Однако с учетом финансовых трудностей, которые испытывает сегодня федеральный бюджет, власти, возможно, захотят использовать все возможные способы получения дохода, включая штрафы за нарушение РР – ФЛ законодательства о валютном контроле.
Любопытно, что в настоящее время на рассмотрении Государственной Думы РФ находятся два законопроекта о внесении изменений в статью 15.256 Кодекса об административных правонарушениях7 , один из которых призван повысить штрафы за непредоставление отчетности о движении денежных средств по Зарубежным счетам российских резидентов – юридических лиц. Ни в одном из них нет ни слова об отчетности, требуемой от РР – ФЛ. Вероятнее всего, инициатор двух законопроектов (Правительство РФ) сознает, что неспособность РР – ФЛ выполнить требования по предоставлению отчетности является результатом его собственной неспособности соблюдать установленные им нормативные требования.

В сентябре 2014 года Правительство РФ на своем основном интернете-портале8 опубликовало предложенный законопроект о внесении изменений в статью 15.25 Кодекса об административных правонарушениях и установлении штрафных санкций для РР – ФЛ за невыполнение требований по предоставлению соответствующей отчетности. Предполагается, что данный законопроект, который еще не был официально представлен на рассмотрение Государственной Думы РФ, вступит в силу с 1 января 2016 года. Конкретного пока сказать ничего нельзя, но, похоже, что Правительство РФ собирается установить ежегодную периодичность для отчетности РР – ФЛ (по сравнению с ежеквартальной отчетностью для российских резидентов – юридических лиц).

Если указанные законопроекты, в конечном итоге, будут приняты, штрафы для РР – ФЛ могут составить около 5 000 рублей (примерно 75 евро по текущему обменному курсу) за единичное нарушение отчетности и 40 000 рублей (примерно 600 евро) за неоднократные нарушения, допущенные в течение одного года с момента первого нарушения.

РР – ФЛ не могут не задаться вопросом: о чем мне, собственно, беспокоиться, если обязанностей по предоставлению отчетности как таковых пока не существует? И если штрафы так малы, стоит ли вообще придавать этому значение?

Хотя обязанности по предоставлению отчетности еще не могут выполняться на практике, когда они будут окончательно приняты, с большой долей вероятности, они будут распространяться на 2015-й календарный год. В их числе могут оказаться обязанности по предоставлению подтверждающей документации, требующие от РР – ФЛ раскрытия операций на их Зарубежных счетах, что (каким бы безобидным это ни казалось) формально представляет собой нарушение правил о разрешенных источниках дохода. Например, хотя проценты, дивиденды, поступления от аренды (за исключением ряда случаев) и прочие текущие доходы от инвестиций могут зачисляться на Зарубежные счета, доходы от реализации, полученные в связи с выходом из инвестиций, на них не зачисляются (и формально – до зачисления на Зарубежные счета – должны направляться напрямую из источника дохода сначала на банковские счета РР – ФЛ в российских банках и только затем зачисляться на Зарубежные счета РР – ФЛ, что представляет собой крайне практически нецелесообразную процедуру, которой пренебрегает большинство РР – ФЛ, а также их иностранных контрагентов и банков).
Потенциальная ответственность РР – ФЛ за такие операции, в случае их обнаружения, будет представлять собой наложение штрафа в размере 75-100% от суммы каждой незаконной операции. Это означает потенциальную бомбу замедленного действия для любых РР – ФЛ, чьи финансовые сделки осуществляются не в строгом соответствии с Законом о валютном контроле (особенно если РР – ФЛ представляет для властей интерес с политической точки зрения). Поэтому РР – ФЛ должны стремиться как можно скорее обеспечить со своей стороны соблюдение недавно расширенных Законом о валютном контроле (хотя и крайне трудно выполнимых) правил о разрешенных источниках дохода.

Заключение

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что Правительство РФ, возможно, будет считать 2015 год соответствующим отчетным периодом. Похоже также, что Правительство РФ потребует от РР – ФЛ ежегодного предоставления отчетности.
Отсутствие официально установленного порядка предоставления РР – ФЛ отчетности в настоящее время делает практически невозможным для РР – ФЛ предоставление отчетности по Зарубежным счетам.9 Соответственно, сегодня не существует никаких штрафных санкций за непредоставление РР – ФЛ отчетности в должный срок. Таким образом, проблема отчетности пока не должна беспокоить РР – ФЛ, однако, нужно держать руку на пульсе на случай возможного неизбежного принятия требования о предоставлении отчетности в начале 2016 года в отношении 2015-го календарного года. Речь может идти и об обязанности по предоставлению документов, подтверждающих движение средств по Зарубежным счетам РР – ФЛ в течение 2015 года. РР – ФЛ должны сознавать потенциальную ответственность, которую им, возможно, придется нести, в том числе в соответствии с правилами о разрешенных источниках дохода, в связи с их финансовыми сделками за 2015 год.

[1] Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»
[2] Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 218-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
[3] Обращаем ваше внимание на то, что понятие «резидентство» для целей валютного контроля отличается от понятия и критериев налогового резидентства. Оно обычно применяется ко всем российским гражданам, которые не проживали постоянно за пределами Российской Федерации, исходя из подтверждающей это соответствующей документации , в течение предшествующего однолетнего периода (и в зависимости от того, как российские суды в конечном итоге , будут интерпретировать статью 1(6)-(7) Закона о валютном контроле, возможно, в одной отдельно взятой стране), а также к иностранным гражданам, имеющим вид на жительство в России. Любая поездка в Россию (даже для тех российских граждан, которые проживают за рубежом в течение полного года) с большой долей вероятности может повлечь переквалификацию их в резидентов для целей валютного контроля.
[4] Постановление от 28 декабря 2005 года № 819 «Об утверждении правил предоставления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации»
[5] Напоминаем читателям, что Закон № 218-ФЗ существенно расширил число разрешенных источников доходов для зачисления средств на Зарубежные счета. Подробно эти изменения рассматривались в обзоре Dentons «Россия смягчает правила для российских резидентов о разрешенных источниках доходов, средства которых допускается зачислять на банковские счета» в августе 2014 года. При этом совершенно очевидна необходимость серьезного пересмотра существующего законодательства. Например, в настоящее время (как это ни странно), поступления от продажи инвестиций в зарубежные активы (в том числе в недвижимость, ценные бумаги и прочие финансовые инструменты) не относятся к разрешенным источникам дохода.
[6] Данная статья предусматривает наложение штрафа за непредоставление российскими резидентами – юридическими лицами отчетности о движении средств по Зарубежным счетам. Таким образом, представляется логичным внести в нее соответствующие поправки о применении наказания к РР – ФЛ за невыполнение ими требований в отношении обязательства о предоставлении отчетности.
[7] Государственная Дума РФ уже одобрила данные законопроекты в первом чтении.
[8] http://Regulation.gov.ru

[9] Мы бы сильно удивились, если бы в сегодняшней ситуации российские налоговые органы принимали от РР – ФЛ какие-либо документы, подтверждающие движение денежных средств по Зарубежным счетам, или подтверждали бы получение таких отчетов.