Авторизация

 

Регистрация

Восстановить пароль

Юридическая компания

DENTONS DENTONS
пїЅ Вернуться в карточку компании

Банковское право и финансирование. Обзор основных изменений российского законодательства за 2014 год

13.04.2015

Прошедший год был полон событий не только во внешней и внутренней политике России, но также ознаменовался изменениями в сфере банковского и финансового регулирования, последовавшими за переменой политического курса. Несмотря на то, что к большинству новых законов участники российского рынка были, в принципе, готовы, некоторые из изменений стали настоящим сюрпризом. К первым (ожидаемым) изменениям можно отнести законы, принятые в позапрошлом году, вступление которых было отложено на 2014 год: закон о потребительском кредитовании, нормы обновленного залогового законодательства. Ко вторым (неожиданным) изменениям – изменения в регулировании платежных систем, принятие закона о несостоятельности (банкротстве) физических лиц, изменение правового регулирования банкротства кредитных организаций, а также законы, связанные с крымским вопросом. Ниже приведен краткий анализ вышеуказанных и некоторых других законов.

1. Регулирование рынка потребительского кредитования
Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»
1.1.1 Долгожданным событием для участников российского рынка потребительских кредитов явилось вступление в силу федерального закона о потребительском кредитовании. Новые правила потребительского кредитования вступили в силу 1 июля 2014 года. Несмотря на некоторую нервозность перед непосредственным вступлением в силу данного закона (в частности циркулировали слухи о том, что вступление закона в силу может быть отсрочено), в целом, банки справились с переходом к новым реалиям потребительского кредитования в указанные в законе сроки.

1.1.2 Стоит также отметить, что регулятор внял комментариям сообщества кредиторов о том, что формула расчета полной стоимости кредита требует корректировки. Соответствующие правки были приняты в сжатые сроки и вступили в силу с 1 сентября 2014 года. Нам представляется, что закон о потребительском кредите, пусть и с некоторыми шероховатостями, являет собой неплохой образец своеобразного консенсуса: банки все еще имеют достаточную гибкость в отношении условий кредитования, а заемщики получили преимущества в виде (относительно) удобочитаемой таблицы основных условий, жестко зафиксированного «периода охлаждения», позволяющего заемщику отказаться от уже полученного кредита, и определения временных интервалов, в которые можно взаимодействовать с заемщиком в целях обеспечения исполнения просроченных обязательств (больше никаких звонков автоинформаторов заемщику посреди ночи).

1.1.3 Среди очевидных упущений можно отметить то, что в погоне за унификацией теряется специфика, например, «карточных» кредитов, которые в наше время зачастую предоставляют гораздо больше возможностей, чем просто заплатить в кредит.1 А в таблицах индивидуальных условий, соответственно, используются такие формулировки, которые ставят крест на их функции отражения основных параметров кредита в удобоваримой форме.

2. Меры по укреплению стабильности финансовой системы
2.1 Повышение уровня страхового покрытия по вкладам физических лиц

Федеральный закон от 29.12.2014 № 451-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и статью 46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)
2.1.1 Одной из мер, направленных на укрепление стабильности финансовой системы, стало повышение предельного размера страхового возмещения и, как ни странно, установление льготного режима докапитализации ОАО «Сбербанк России». Предельный размер страхового возмещения по вкладам граждан в банках повышен в 2 раза – с 700 000 рублей до 1 400 000 рублей. Данная мера была реализована, в частности, на фоне резкого падения рубля прошлой осенью и последовавшего за этим оттока вкладов населения.

2.1.2 Указанным законом также было предусмотрено право Банка России предоставлять субординированные кредиты ОАО «Сбербанк России». Так, в целях поддержания стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов Банк России на основании решения Совета директоров теперь может предоставлять субординированные кредиты (депозиты, займы, облигационные займы) ОАО «Сбербанк России» в размере, не превышающем размера собственных средств (капитала) Сбербанка России на 1 января 2015 года.

2.2 Увеличение уровня капитализации банков

Федеральный закон от 26.12.2014 № 448-ФЗ «О внесении изменения в статью 23 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Федеральный закон от 26.12.2014 № 449-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации»
2.2.1 Повышение капитализации других банков (в отличие от ОАО «Сбербанк России») было возложено на Агентство по страхованию вкладов. Оно может передавать облигации федерального займа, внесенные Российской Федерацией в имущество Агентства в качестве имущественного взноса, в субординированные займы банков и (или) оплачивать этими облигациями субординированные облигационные займы банков. На эти цели из федерального бюджета был выделен 1 (один) триллион рублей.
2.3 АСВ может входить в капитал банков, участвующих в системе страхования вкладов

Федеральный закон от 29.12.2014 № 461-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 461-ФЗ)
2.3.1 На основании актов Правительства РФ Агентство по страхованию вкладов может приобретать акции (доли) банков – участников системы страхования вкладов. При этом не применяются правила о предельном размере имущественного (неденежного) взноса в уставный капитал кредитной организации, об обязательной оценке имущества, вносимого в уставный капитал, в том числе с привлечением независимого оценщика. В то же время, указанный порядок оплаты акций (долей) банков не распространяется на случаи приобретения акций (долей) Агентством в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о несостоятельности).

2.4 Отмена режима укрепления стабильности банковской системы, принятого в разгар кризиса 2008 года

В связи с объединением законодательных актов, регулирующих вопросы банкротства кредитных организаций (далее об этом в разделе 6.2 настоящего обзора), подлежит признанию утратившим силу Федеральный закон от 27.10.2008 № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года», который был принят в качестве реакции российских властей на мировой финансовый кризис 2008 года.

3. Вопросы, связанные с новыми нормами залогового законодательства

Федеральный закон от 21.12.2013 № 367-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»
3.1.1 Вступление в силу большинства норм закона, вносящего изменения в законодательство о залоге, породило у участников рынка больше вопросов, чем ответов. Несмотря на то, что новое регулирование содержит множество специальных и поясняющих норм, на практике у многих коммерсантов и их юристов возникло немало вопросов. В частности, больше всего сомнений вызывали залог счетов, институт управляющего залога и так называемый «залог всего».
3.2 Проблемы, связанные с залогом счетов

3.2.1 Еще в 1998 году Высший Арбитражный Суд РФ своим информационным письмом (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15.01.1998 № 26 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением арбитражными судами норм Гражданского кодекса Российской Федерации о залоге») предупредил все попытки залога денежных средств на банковском счете. ВАС РФ, в частности, обосновал это тем, что к указанному виду залога невозможно применить правила продажи заложенного имущества с торгов.

3.2.2 Новые положения ГК РФ о залоге прав по договору банковского счета были призваны вдохнуть жизнь в практику залога безналичных денежных средств. В частности, п. 1 ст. 358.9 ГК РФ предусматривает возможность передачи в залог прав по договору банковского счета при условии открытия банком клиенту залогового счета. Соответствующие изменения были отражены, в том числе, в Законе о несостоятельности.
3.2.3 Тем не менее, на практике остается неясным, возможно ли распространить режим залога на существующие счета клиентов в банках, либо необходимо открывать отдельный залоговый счет. В последнем случае денежные средства на счете оказываются фактически «замороженными» в пользу залогодержателя, а подобный счет не предполагает возможности для клиентов использовать заложенные деньги.
3.2.4 Многие юристы и банки отмечают несостоятельность конструкции отдельного «замороженного» залогового счета: в традиционной конструкции залога (к примеру, движимого и недвижимого имущества) залогодатель не лишается возможности пользоваться залогом, и в большинстве случае предмет залога остается у него; в случае же создания отдельного залогового счета, залогодатель лишается указанного правомочия. Как следствие, многие банки используют для целей залога счета клиентов, уже открытые в банках. В то же время риски, связанные с признанием таких сделок недействительными, все еще остаются, и кредиторам (залогодержателям) следует внимательно относиться к структурированию подобных сделок.
3.3 Проблемы, связанные с институтом управляющего залогом

3.3.1 Существенным вкладом в развитие залогового законодательства, безусловно, стали нормы, посвященные управлению залогом. Статья 356 ГК РФ предусматривает возможность в отношениях между несколькими кредиторами-предпринимателями заключить с одним из них (или третьим лицом) договор управления залогом. Подобная конструкция широко используется в случаях, когда залог обеспечивает обязательства залогодателя сразу перед несколькими кредиторами – к примеру, в синдицированном кредитовании.

3.3.2 В то же время, техническая сторона вопроса остается не до конца ясной. В частности, не совсем понятно, как управляющий залогом будет осуществлять права кредиторов в их отношениях с регистраторами: к примеру, для того, чтобы прекратить залог согласно действующим нормам, залогодателю необходимо обратиться с совместным заявлением кредитора. Следовательно, при залоге, обеспечивающим обязательство сразу нескольких кредиторов, прекращение залога должно сопровождаться подачей заявления, подписанного каждым из кредиторов. В то же время, конструкция управляющего залога была создана для того, чтобы избежать подобных ситуаций и предоставить возможность одному из кредиторов-залогодержателей (или третьему лицу) осуществлять права остальных кредиторов. Тем не менее, при действующих нормах о регистрации залоговых прав нормы об управляющем залогом остаются реализованными не до конца.

3.3.3 С сожалением отмечаем, что институт управляющего залогом, скорее всего, не будет работать в полной мере, пока остаются не урегулированными технические вопросы.
3.4 Вступление в силу отдельных положений с 1 января 2015 года (залог всего)

3.4.1 Больше всего сомнений вызывают новые положения п. 2 ст. 339 ГК РФ, предусматривающие залог всего имущества залогодателя. Сложно представить, как такой залог будет работать в розничном бизнесе, если крупные розничные сети решат заложить все свое имущество в пользу кредитующих их банков. Проблемы могут возникнуть при дефолте заёмщиков, когда банки будут вынуждены реализовывать заложенное имущество розничных сетей, приобретенное покупателями-потребителями.
3.4.2 Вероятно, российский законодатель будет вынужден учесть особенности бизнеса с участием потребителей, и положения ГК РФ будут дополнены исключениями в отношении заложенного имущества, приобретаемого потребителями. До этого момента, однако, кредиторам (залогодержателем) следует внимательно относиться к оценке возможных рисков при заключении договоров о залоге «всего» имущества должника.
4. Упрощенная идентификация в соответствии с законодательством ПОД/ФТ

Федеральный закон от 05.05.2014 №110-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 110-ФЗ)
4.1.1 Закон № 110-ФЗ впервые закрепил в российском законодательстве понятие упрощенной идентификации, а также случаи и процедуры ее проведения. Упрощенная идентификация представляет собой совокупность мероприятий по установлению в отношении клиента – физического лица фамилии, имени, отчества (если применимо), серии и номера документа, удостоверяющего личность одним из трех способов:
a) с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов, что не сильно отличается от полной идентификации, поскольку требует личного присутствия клиента;
b) с использованием данных из информационных систем органов государственной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и (или) государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации (то есть используется дополнительный идентификатор – СНИЛС, ИНН, номер полиса ОМС); и
c) с использованием единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) при использовании усиленной квалифицированной или простой электронной подписи (если ее ключ выдавался при личном присутствии владельца сертификата).

4.1.2 Упрощенная идентификация, в частности, проводится при осуществлении физлицами переводов денежных средств без открытия банковского счета (в том числе, электронных денег), а также при предоставлении клиенту – физическому лицу электронного средства платежа. При этом не стоит забывать о том, что квалификация операции как подлежащей обязательному контролю, совершение ее лицами, причастными к экстремизму и терроризму, наличие подозрений в отмывании денег, запутанный и необычный характер, а также сомнения в достоверности предоставленных сведений являются основаниями для проведения полной идентификации.
4.1.3 Появление упрощенной идентификации на уровне федерального закона – несомненный прорыв в регулировании розничных финансовых услуг. Тем не менее, кредитным организациям следует обратить внимание на некоторые вопросы ее практической реализации, которые пока остаются в той или иной степени неурегулированными.

5. Изменения в платежном законодательстве

5.1.1 В прошедшем году основной источник правового регулирования российского рынка платежных услуг – Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Закон о НПС) – претерпел наиболее существенные изменения с момента его принятия в 2011 году.
5.2 Создание отечественной платежной системы и установление обеспечительных взносов для международных платежных систем

Федеральный закон от 05.05.2014 №112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о НСПК)
5.2.1 Закон о НСПК был принят весной 2014 года в качестве реакции на международные санкции, установившие запрет для ряда международных платежных систем (в том числе Visa и MasterCard) на обслуживание платежей по картам российских банков, подпавших под санкции. Основной целью Закона о НСПК является обеспечение проведения безопасных, беспрерывных денежных переводов.

5.2.2 Закон о НСПК послужил правовой базой для создания Банком России новой локальной платежной системы – Национальной системы платежных карт (далее – НСПК) – в качестве альтернативы глобальным платежным системам, успешно работающим в России уже более 20 лет. НСПК учреждена в форме акционерного общества, единственным учредителем которого является Банк России.

5.2.3 Кроме того, Закон о НСПК предусмотрел механизм обеспечительных взносов, установленных для операторов платежных систем, которые не будут квалифицированы в качестве национально значимых платежных систем. Операторы таких платежных систем (в том числе, международных) обязаны перечислить на специальный счет в Банке России обеспечительный взнос в размере суммы двухдневного оборота по операциям на территории России.2 Данный взнос перечисляется в форме ежеквартальных отчислений в размере 25% от среднедневного оборота платежной системы на территории России за предшествующий квартал. Из суммы депозита исчисляется и взыскивается штраф за нарушение обязательств по бесперебойности функционирования. Эти взносы по задумке законодателей должны стать залогом бесперебойной работы платежных систем в России.
5.3 Введение требование о локализации процессинга по внутрироссийским платежам

Федеральный закон от 22.10.2014 № 319-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 319-ФЗ)
5.3.1 23 октября 2014 года вступили в силу очередные изменения в Закон о НПС, значительно влияющие на развитие платежной инфраструктуры в России. Закон № 319-Ф был принят в развитие положений Закона о НСПК. Наиболее существенные изменения в Законе о НПС, нашедшие отражение в Законе № 319-ФЗ, сводятся к следующему:
a) выбор НСПК в качестве обязательного партнера по процессингу внутрироссийских транзакций для международных платежных систем, таких как Visa и MasterCard, которые, в свою очередь косвенно определяются с помощью нового понятия «международные платежные карты»;
b) использование локального процессинга НСПК в качестве механизма обеспечения бесперебойности денежных переводов, альтернативного перечислению обеспечительных взносов; и
c) перенос на II квартал 2015 года срока уплаты обеспечительного взноса для платежных систем, не являющихся национально значимыми и не использующих локальный процессинг НСПК.

5.3.2 Новая редакция Закона о НПС практически не оставляет места для маневра международным платежным системам, которым предстоит до 31 марта 2015 года передать процессинг своих внутрироссийских операций НСПК или перечислить на счет в Банке России беспрецедентный обеспечительный взнос.

5.3.3 Отметим, что по состоянию на дату данного обзора операторы обеих ведущих международных платежных систем – Visa и MasterCard, совместно имеющих долю на российском рынке операций по платежным картам в размере 80% – 90%, объявили о согласовании условий сотрудничества с НСПК. Это потребует немалых расходов, связанных с размещением дополнительного программного обеспечения и наймом персонала для работы с ним, что, в конечном итоге, может отразиться на потребителях. 2015 год покажет, каким образом будет развиваться платежная инфраструктура в России в результате принятия Закона о НСПК и Закона № 319-ФЗ.
5.4 Вступление в силу правил возмещения денежных средств клиентам, утраченных в результате мошеннических действий

5.4.1 С 1 января 2014 года вступили в силу положения статьи 9 Закона о НПС в части регулирования правил возмещения банками денежных средств клиентов в случае проведения операций, несогласованных с клиентами. Они должны были вступить в силу на год раньше, однако встретили ожесточенное сопротивление со стороны банковского сообщества, поскольку увеличивают издержки и усиливают ответственность банков в случае совершения мошеннических действий с денежными средствами на счетах клиентов банков.

5.4.2 Так вводится обязанность банков по бесплатному информированию клиентов о каждой операции по их счетам, совершенной с помощью электронного средства платежа (ЭСП), то есть с помощью банковской карты или сервиса интернет-банк. Клиенты банков, в свою очередь, также обязаны информировать последних об утрате ЭСП или мошеннических действиях с ЭСП, то есть о неавторизованном использовании карт клиента или личного кабинета в интернет-банке третьими лицами. Сделать это они должны незамедлительно после обнаружения такого факта, но не позднее дня, следующего за днем получения от банка уведомления о совершенной операции.
5.4.3 Все операции, совершенные банком до получения уведомления от клиента, фактически считаются совершенными с его согласия, а банки, в случае совершения мошеннических действий, обязаны возместить только те денежные средства, которые были списаны им со счета клиента после получения уведомления клиента.
5.4.4 Исключение из общего правила сделано для клиентов – физических лиц, как экономически более слабой стороны отношений с банком. Таким клиентам банк обязан возместить сумму транзакции, совершенной без согласия клиента, как до, так и после получения от клиента – физического лица уведомления, если он не докажет, что клиент нарушил порядок использования ЭСП. Фактически установлена презумпция невиновности клиентов – физических лиц, поскольку бремя доказывания нарушений при использовании ЭСП (например, беспечное сообщение реквизитов банковской карты, включая ее ПИН-код, третьим лицам) ложится на саму кредитную организацию.
5.5 Новый режим регулирования предоплаченных платежных карт

Федеральный закон от 28.12.2013 № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 403-ФЗ)
5.5.1 С 1 августа 2014 года вступили в силу изменения в Законе о НПС, устанавливающие специальный правовой режим регулирования предоплаченных платежных карт в качестве одной из разновидностей ЭСП. Под предоплаченной картой Закон о НПС понимает платежную карту, предоставляемую клиенту оператором электронных денежных средств для перевода электронных денежных средств и осуществления иных операций (например, выдача электронных денежных средств наличными).

5.5.2 Правила использования предоплаченных карт зависят от того, проводится ли идентификация при осуществлении операций по ним или нет. В зависимости от этого, Закон о НПС в общем порядке относит предоплаченные карты к персонифицированным (требующим полной идентификации) и неперсонифицированным (не требующим какой-либо идентификации) ЭСП.

5.5.3 Размер остатков электронных денег на персонифицированных предоплаченных картах (равно как и на других ЭСП) был увеличен со 100 до 600 тысяч рублей или эквивалент этой суммы в иностранной валюте. Следует отметить, что на остаток электронных денег клиента на персонифицированных предоплаченных картах не распространяются положения законодательства о страховании вкладов в отличие от безналичных денежных средств, размещенных на другом виде ЭСП – дебетовой карте.
5.5.4 Как и ранее, если оператор электронных денег не проводит идентификацию клиента –физического лица, осуществляющего операцию с помощью предоплаченной карты (неперсонифицированное ЭСП), то остаток электронных денег на такой карте в любой момент времени не может превышать 15 тысяч рублей, а общая сумма переводимых электронных денег не может превышать 40 тысяч рублей в течение календарного месяца. При этом, клиент – физическое лицо имеет право получить остаток электронных денег по неперсонифицированной предоплаченной карте наличными денежными средствами при условии соблюдения вышеуказанных лимитов.
5.5.5 Кроме того, Закон № 403-ФЗ предусматривает специальное правило в отношении срока осуществления перевода электронных денег в случае использования предоплаченных карт. Такой перевод должен осуществляться в срок не более 3 рабочих дней после принятия распоряжения клиента, в то время как по умолчанию оператор электронных денег должен осуществить их перевод незамедлительно.
5.5.6 В случае использования предоплаченных карт в автономном режиме (off-line),3 общие правила информирования об осуществленной операции могут быть изменены либо соглашением, заключаемым между оператором электронных денег и их получателем или оператором по переводу денежных средств, либо правилами платежной системы.
5.6 Новые правила осуществления перевода электронных денег

Закон о НПС в редакции Закона № 403-ФЗ (реквизиты указаны выше в настоящем обзоре) и Закона № 110-ФЗ (реквизиты указаны выше в настоящем обзоре)
5.6.1 Как было указано выше, в мае 2014 года был принят целый ряд изменений в законодательство о ПОД/ФТ, которые были призваны значительно ограничить анонимные переводы и платежи. С этой целью, помимо прочего, была введена и упрощенная процедура идентификации клиента операторов по переводу денежных средств, в том числе электронных денег. Очевидно, что соответствующие поправки потребовались и непосредственно в Закон о НПС с целью изменения регулирования переводов электронных денег.

5.6.2 Были расширены каналы пополнения электронных денежных счетов. Клиенты – физические лица теперь могут делать это не только путем переводов с банковского счета или без открытия такового, но также за счет денежных средств, предоставляемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями оператору электронных денег в пользу такого клиента – физического лица. Такой способ пополнения должен быть предусмотрен договором между оператором электронных денег и его клиентом.

5.6.3 Ранее Закон о НПС разрешал вывод электронных денег только на банковский счет клиента – физического лица, использовавшего неперсонифицированное ЭСП. Теперь Закон о НПС предусматривает следующие возможности использования остатка электронных денег на неперсонифицированном ЭСП, помимо их перевода в счет оплаты товаров, работ или услуг:

a) перевод на банковский счет:
i. в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей либо
ii. такого клиента – физического лица, в случае, если такой клиент прошел процедуру упрощенной идентификации; и
b) выдача наличными денежными средствами при условии, что их общая сумма не превышает 5 тысяч рублей в течение одного календарного дня и 40 тысяч рублей в течение одного календарного месяца. Обращаем внимание, что в этом случае закон не требует проведения даже процедуры упрощенной идентификации.
5.6.4 Согласно Закону № 110-ФЗ, если клиент – физическое лицо, использующий неперсонифицированное ЭСП, не прошел упрощенную идентификацию, то оператор не вправе осуществлять переводы электронных денег такого клиента в пользу других физических лиц или принимать аналогичные переводы в адрес такого клиента. При этом, такие операции разрешаются, если перевод осуществляется с помощью персонифицированного ЭСП, либо в отношении клиента-физического лица была проведена процедура упрощенной идентификации. Кроме того, идентификация клиента – физического лица в упрощенному порядке позволяет поддерживать увеличенные остатки электронных денег такого клиента, а именно в пределах 60 тысяч рублей в любой момент времени и 200 тысяч рублей в течение календарного месяца.
5.6.5 С 1 ноября 2014 года операторы электронных денег при проведении упрощенной идентификации клиента – физического лица обязаны предоставлять клиенту возможность выбора любого из способов упрощенной идентификации, предусмотренных законом, а также предоставлять указанному клиенту информацию, обеспечивающую использование ЭСП.

5.6.6 Таким образом, нововведения в Закон о НПС и прохождение упрощенной идентификации позволяют клиентам сохранить и даже расширить привычный функционал использования неперсонифицированных ЭСП, в том числе предоплаченных карт при переводе электронных денег.
5.7 Пополнение электронных кошельков за счет авансовых платежей, перечисленных операторам связи

Закон № 461-ФЗ (реквизиты указаны выше в настоящем обзоре)
5.7.1 Закон № 461-ФЗ вносит изменения в Закон о НПС с целью расширения перечня операторов связи, абонентам которых будет предоставлена возможность пополнения своих электронных кошельков за счет денежных средств, внесенных в качестве авансового платежа за услуги связи, оказываемые такими операторами.

5.7.2 С 1 марта 2015 года пополнение остатка электронных денежных средств за счет денежных средств на лицевых счетах будет доступно не только абонентам операторов подвижной телефонной связи, но и абонентам операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования и самостоятельно оказывающих услуги связи по передаче данных (например, операторов проводного широкополосного доступа).

5.7.3 Для реализации этой возможности операторы связи должны, во-первых, заключить соответствующий договор с оператором электронных денежных средств, предусматривающий такой способ пополнения кошелька, а во-вторых, соблюдать требования законодательства о ПОД/ФТ.

5.7.4 Представляется, что данное изменение будет способствовать дальнейшему стимулированию рынка электронной коммерции и развитию конкуренции на телекоммуникационном рынке.
6. Структурные изменения в законодательстве о несостоятельности (банкротстве)

6.1 Новые положения о несостоятельности (банкротстве) физических лиц

Федеральный закон от 29.12.2014 № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника»4

6.1.1 В конце декабря 2014 года были приняты существенные изменения в законодательство о несостоятельности (банкротстве). Самым важным является то, что изменения наконец-то вводят долгожданное регулирование банкротства физических лиц, направленное на устранение нормативных пробелов и поддержку физических лиц-должников в условиях экономического кризиса.

6.1.2 Прошло немало времени с того момента, как первоначальный проект закона о банкротстве физических лиц был внесен в Госдуму Российской Федерации в 2012 году. Однако последние события в российской экономике побудили законодателей достать законопроект из долгого ящика и пропустить его через парламент в исключительно сжатые сроки.

6.1.3 Среди основных факторов, повлиявших на ускорение процесса, можно назвать западные санкции и резкое падение мировых цен на нефть, что повлекло за собой сокращение российского ВВП – впервые с 2009 года. Рубль буквально рухнул: по сравнению с евро в 2014 году он потерял половину своей стоимости. Эти события нанесли существенный удар по ряду заемщиков и, в первую очередь, по тем из них, кто в свое время получил ипотеку в иностранной валюте (которая традиционно отличалась более привлекательными процентными ставками по сравнению с рублевой ипотекой). Одновременно с этим ухудшения общего уровня потребления россиян в реальном исчислении за 2014 год не произошло.

6.1.4 Специалисты прогнозируют взлет инфляции в 2015 году. Кроме того, выросла стоимость привлечения заемных средств на фоне принятых Банком России мер по укреплению курса рубля, выразившись в повышении ставки рефинансирования до 17% в конце 2014 года. Это означает, что в 2015 году мы станем свидетелями небывалого роста дефолтов по кредитам, выданным физическим лицам. Повышение интенсивности работы российских государственных органов по подготовке нормативных актов, регулирующих банкротство физических лиц, было призвано обеспечить защиту интересов рядовых граждан России.5
6.1.5 Закон о внесении изменений вводит три основные процедуры банкротства гражданина, а именно (1) реструктуризацию долга, (2) реализацию имущества и (3) заключение мирового соглашения. Вынесение судебного решения о результатах применения соответствующих процедур ведет к освобождению физического лица от долгов в полном объеме и дает ему возможность начать строить финансовую репутацию с чистого листа. Ниже приведены основные критерии, на основании которых гражданин может быть признан банкротом в соответствии с Законом о несостоятельности, измененным Законом о внесении изменений (далее – Закон о банкротстве с изменениями).
6

6.1.6 Закон о внесении изменений предусматривает следующие исходные критерии для обязательной или добровольной подачи заявления о признании банкротом:
a) кредитор может подать в суд заявление о признании физического лица банкротом, если денежные требования к физическому лицу:
i. составляют в сумме не менее 500 000 рублей; и
ii. не исполнены в течение 3 (трех) месяцев с даты, когда они должны быть исполнены (если Законом о банкротстве с изменениями не предусмотрено иное);7
b) физическое лицо:
i. обязано подать в суд заявление о признании себя банкротом, если:
(a.a) удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения им денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей (например, налоговых) в полном объеме перед другими кредиторами; и
(b.b) общая сумма обязательств составляет не менее 500 000 рублей;8
ii. вправе подать в суд заявление о признании его банкротом, если имеются обстоятельства, свидетельствующие о невозможности исполнения им денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей (например, налоговых) в установленный срок, и при этом физическое лицо отвечает признакам неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества.9

6.1.7 Гражданин (физическое лицо) не может быть признан неплатежеспособным, если имеются достаточные основания полагать, что с учетом планируемых поступлений денежных средств, в том числе доходов от деятельности гражданина и погашения задолженности перед ним, гражданин в течение непродолжительного времени сможет исполнить в полном объеме денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил.10
6.1.8 Закон о банкротстве с изменениями рассматривает банкротство физического лица как неспособность удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если имеет место хотя бы одно из следующих обстоятельств:11
a) гражданин прекратил расчеты с кредиторами; или
b) более чем 10% совокупного размера просроченных денежных обязательств и (или) обязанностей по уплате обязательных платежей не исполнены им в течение более чем 1 (одного) месяца; или
c) размер задолженности гражданина превышает стоимость его имущества (включая требования к третьим лицам); или
d) имеется постановление об окончании исполнительного производства в связи с тем, что у гражданина отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание.
6.1.9 Закон о внесении изменений ставит новые непростые задачи перед участниками рынка розничного кредитования. Учитывая, что Закон о банкротстве с изменениями вступит в силу 1 июля 2015 года, у кредитных организаций и их юридических консультантов есть некоторое время, чтобы более подробно изучить его положения и их значение. Нет никаких сомнений в том, что с учетом новых правил кредиторам потребуется скорректировать свои внутренние процедуры, касающиеся контроля за состоянием задолженности и взыскания долгов.
6.2 Новые правила несостоятельности (банкротства) кредитных организаций

Федеральный закон от 21.07.2014 № 218-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
6.2.1 Одним из критически важных и неожиданных изменений стала отмена Федерального закона от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Нормы, содержащиеся в указанном законе, перекочевали в Закон о несостоятельности с некоторыми изменениями. Ниже будут рассмотрены положения нового закона в общем виде, более детальный анализ будет проведен в нашем отдельном обзоре.
6.2.2 Закон о несостоятельности был дополнен параграфом 4.1, содержащим нормы о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, имеющим приоритет перед общими нормами Закона о несостоятельности.
6.2.3 Среди прочего, в целях повышения финансовой устойчивости кредитных организаций, Банку России предоставляется право устанавливать надбавки к нормативам достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы) – надбавку поддержания достаточности капитала, антициклическую надбавку, а для системно значимых кредитных организаций – также надбавку за «системную значимость».
6.2.4 Изменения коснулись также ответственности контролирующих лиц. В частности, новым законом устанавливается единый срок, в течение которого руководители и владельцы банков, ранее привлеченные к ответственности, не могут устанавливать контроль над кредитной организацией или приобретать ее акции: в первом случае он был снижен с 10 до 5 лет, а во втором повышен с 3 до 5 лет. Так, в соответствии с новыми правилами:
a) лица, привлеченные в соответствии с Законом о несостоятельности к субсидиарной ответственности, а также к ответственности в виде взыскания убытков в пользу кредитной организации, не вправе приобретать акции (доли в уставном капитале) иной кредитной организации, составляющие более чем пять процентов ее уставного капитала, или устанавливать прямой либо косвенный (через третьих лиц) контроль в отношении акционеров (участников) кредитной организации, владеющих более чем пятью процентами акций (долей) кредитной организации, в течение пяти лет со дня исполнения указанными лицами обязанности, установленной судебным актом о привлечении к такой ответственности;
b) лица, привлеченные в соответствии с Законом о несостоятельности к субсидиарной ответственности, а также к ответственности в виде взыскания убытков в пользу кредитной организации, не вправе занимать должности руководителей кредитных организаций в течение пяти лет со дня исполнения указанными лицами обязанности, установленной судебным актом о привлечении к такой ответственности.
6.2.5 Новыми положениями более детально прописаны процедуры продажи имущества банка-должника и уточнен порядок участия Агентства по страхованию вкладов в санации банков, являющихся участниками системы страхования вкладов, при обнаружении признаков их неустойчивого финансового положения.
6.3 Судебная практика по текущим платежам при банкротстве

Постановление Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 № 37 «О внесении изменений в постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам, связанным с текущими платежами»
6.3.1 Пленум ВАС РФ в указанном выше постановлении уточнил, в частности, очередность осуществления текущих платежей по денежным обязательствам в делах о банкротстве.
6.3.2 Так, к первой очереди текущих обязательств в любой процедуре банкротства относится, в частности, оплата услуг кредитной организации по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете. Ко второй очереди текущих обязательств относится, в частности, заработная плата работников (независимо от того, за период какой процедуры она начислена и продолжает ли лицо оставаться на момент выплаты работником). В случае удержания денежных средств из текущей заработной платы работника на основании исполнительного документа в порядке, предусмотренном в части 3 статьи 98 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (например, об уплате алиментов), выплата удержанных сумм взыскателю осуществляется в режиме текущих требований второй очереди; при удержании в таком порядке денег из заработной платы, включенной в реестр, выплата взыскателю, соответственно, производится в режиме реестровых требований второй очереди.
6.3.3 Пленум ВАС РФ также пояснил, что арбитражный управляющий вправе отступать от указанной очередности, если это необходимо, исходя из целей соответствующей процедуры банкротства, в том числе для недопущения гибели или порчи имущества должника либо предотвращения увольнения работников должника по их инициативе.
7. Изменения в банковском регулировании в связи с крымским вопросом

«Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» (подписан в г. Москве 18.03.2014); Федеральный закон от 02.04.2014 № 37-ФЗ «Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период»; Федеральный закон от 02.04.2014 № 39-ФЗ «О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя»
7.1.1 Нельзя не упомянуть о попытках российского законодателя урегулировать финансовую систему полуострова Крым после событий прошлой весны. После подписания договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов российский парламент разработал ряд нормативных актов, призванных урегулировать вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти Российской Федерации. В первую очередь, были решены вопросы функционирования финансовой системы и системы защиты вкладчиков.
7.2 Функционирование финансовой системы Крыма

7.2.1 Вопросы деятельности банков и иных финансовых организаций, находящихся на территории полуострова Крым, были урегулированы Федеральным законом от 02.04.2014 № 37-ФЗ «Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период» (далее – Закон о ФСК). В целом, указанный закон предписал всем финансовым организациям либо ликвидироваться до 1 января 2015 года, либо зарегистрироваться в соответствии с требованиями законодательства РФ. При этом второй вариант был возможен при соблюдении ряда условий, а именно:
a) надлежащее исполнение обязательств по договорам, а также предоставление клиентам банковских услуг, связанных с использованием рубля в качестве средства платежа (кроме обмена валюты);
b) уведомление Банка России о продолжении своей деятельности;
c) исполнение требования Банка России о представлении реестра обязательств (информации об обязательствах) перед кредиторами и вкладчиками в порядке и сроки, установленные нормативными актами Банка России;
a) представление отчетности и иной информации о своей деятельности в Банк России в порядке и сроки, установленные нормативными и иными актами Банка России;
b) представление определенной информации о собственниках и должностных лицах;
c) исполнение иных требований Банка России, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.2.2 На практике немногие банки решили остаться в Крыму и предпочли продать свои активы либо российским лицам, либо лицам, расположенным на территории полуострова Крым. Подобное решение было вызвано, среди прочего, достаточно жестким подходом Нацбанка Украины к тем организациям, которые продолжили вести бизнес на территории Крыма.
7.2.3 При этом при продаже активов участники рынка столкнулись с проблемами, вызванными недостатками регулирования. В частности, много вопросов вызвали процедуры продажи и регистрации прав по ипотекам, принадлежавших украинским кредитным организациям.
7.3 Система защиты вкладчиков

7.3.1 Фонд защиты вкладчиков в Крыму (далее – Фонд) действует на основании Федерального закона от 02.04.2014 № 39-ФЗ «О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя» (далее – Закон о ФЗВ).
7.3.2 В соответствии со ст. 5 и ст. 6 Закона о ФЗВ Фонд приобретает права (требования) по вкладам в следующем размере, порядке и при наличии следующих условий:
a) неисполнение кредитным учреждением обязательств перед вкладчиками в течение трех календарных дней со дня, когда они должны были быть исполнены;
b) принятие Банком России решения о прекращении деятельности обособленного структурного подразделения банка, действующего на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя и зарегистрированного за пределами указанных территорий.
7.3.3 В состав прав (требований) по вкладам, приобретаемых Фондом, не включаются следующие права (требования) на денежные средства (п. 2 ст. 5 Закона о ФЗВ)a) по вкладам (счетам), размещенным после 1 апреля 2014 года;
b) размещенные на банковских счетах (во вкладах) нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и иных лиц, если такие счета (вклады) открыты для осуществления профессиональной деятельности;
c) размещенные в банковские вклады на предъявителя;
d) переданные в доверительное управление;
e) являющиеся электронными денежными средствами.
7.3.4 Права (требования) к кредитному учреждению по вкладам переходят к Фонду со дня принятия Фондом решения об удовлетворении заявления вкладчика (п. 3 ст. 7 Закона о ФЗВ). Размер компенсационной выплаты рассчитывается исходя из 100 процентов суммы приобретаемых Фондом прав (требований) к кредитному учреждению по договору банковского вклада и (или) по договору банковского счета, но не может превышать 700 тысяч рублей (далее – Максимальный размер выплаты). При расчете Максимального размера выплаты учитываются права (требования) вкладчика к кредитному учреждению по всем вкладам этого вкладчика в кредитном учреждении, в отношении которого Фонд приобретает права (требования). В случае превышения суммы требований вкладчика к кредитному учреждению над Максимальном размером выплаты, права (требования) переходят к Фонду только в части, соответствующей Максимальному размеру выплаты.
7.3.5 Особо отмечаем, что в соответствии с п. 8 ст. 4 Закона о ФЗВ вкладчик вправе поручить, а Фонд принять исполнение по представлению интересов вкладчика по взысканию с должников денежных сумм неисполненных обязательств по договору банковского вклада и (или) договору банковского счета в размере превышения суммы указанных обязательств над осуществленной компенсационной выплатой.
7.3.6 Приобретение Фондом прав (требований) по вкладам осуществляется отдельно в отношении каждого кредитного учреждения, в котором вкладчик имеет вклад (вклады). Согласно п. 15 ст. 4 Закона о ФЗВ, в целях удовлетворения приобретенных Фондом прав (требований) к кредитным учреждениям Фонд вправе применять не запрещенные законом способы защиты своих прав и интересов как кредитора, в том числе обращаться в суды с заявлениями:
a) об оспаривании сделок указанных кредитных учреждений, совершенных с их имуществом за три месяца до дня наступления оснований для осуществления компенсационных выплат; и
b) о применении обеспечительных мер и (или) об обращении взыскания на имущество этих кредитных учреждений.
7.3.7 Судя по сообщениям с места событий, нормы о защите вкладчиков в Крыму оказались на удивление эффективными: о многочисленных набегах вкладчиков не сообщалось. Тем не менее, нельзя не отметить значительное сокращение деловой активности банков в Крыму.
8. Новые правила ведения реестра договоров, заключенных на условиях генерального соглашения

Указание Банка России от 17.09.2014 № 3382-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 30 апреля 2014 года № 3253-У «О порядке ведения реестра договоров, заключенных на условиях генерального соглашения (единого договора), сроках предоставления информации, необходимой для ведения указанного реестра, и информации из указанного реестра, а также предоставления реестра договоров, заключенных на условиях генерального соглашения (единого договора), в Центральный банк Российской Федерации (Банк России)»
8.1.1 В прошлом году Банк России опубликовал новые правила ведения реестра договоров, заключенных на условиях генерального соглашения. Напомним, что требования об обязательном реестре генеральных соглашений были введены в 2011 году, а порядок ведения реестра и предоставления информации содержались приказе Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) от 28.12.2011 № 11-68/пз-н. Новые правила были призваны уточнить порядок ведения реестров, а также устранить недостатки, существовавшие в предыдущем приказе ФСФР.
8.1.2 Правила определяют:
a) виды договоров, заключенных не на организованных торгах на условиях генерального соглашения (единого договора), информация о которых подлежит предоставлению;
b) порядок ведения реестра договоров, заключенных на условиях генерального соглашения, предоставления информации в связи с указанным реестром;
c) лиц, обязанных предоставлять информацию в репозитарий.
8.1.3 К договорам, информация о которых подлежит предоставлению, отнесены:
a) договор репо; и
b) договор, предусматривающий обязанность одной стороны передать валюту в собственность второй стороне и обязанность второй стороны принять и оплатить валюту, а также обязанность второй стороны передать валюту в собственность первой стороне и обязанность первой стороны принять и оплатить валюту. При этом такой договор не предусматривает иных обязанностей сторон по уплате или передаче валюты (денежных средств).
8.1.4 Отметим, что по сравнению с действовавшей ранее инструкцией ФСФР, круг договоров, информацию о которых необходимо предоставлять в реестр, был существенно сужен: ранее участникам рынка также нужно было информировать репозитарий о договорах иного вида, объектом которых являются ценные бумаги и (или) иностранная валюта (то есть, среди прочего, договоры купли-продажи и проч.).
8.1.5 К организациям, которые обязаны предоставлять информацию о договорах, заключенных на условиях генерального соглашения, отнесены, в частности, кредитные организации, акционерные инвестиционные фонды и страховые организации. Указанные лица теперь предоставляют в репозитарий информацию в следующем порядке:
a) информация о заключенных на основании генерального соглашения договорах, являющихся производными финансовыми инструментами, предоставляется с 1 апреля 2015 года, при этом информация о таких договорах, заключенных после 11 августа 2011 года и до заключения договора с репозитарием (дополнительного соглашения с репозитарием о предоставлении информации по всем видам договоров), если обязательства по таким договорам не исполнены на дату предоставления информации, предоставляется в репозитарий не позднее 1 апреля 2015 года;
b) информация о заключенных на основании генерального соглашения договорах, являющихся производными финансовыми инструментами, до 11 августа 2011 года (если обязательства по таким договорам не исполнены на дату предоставления информации) может быть предоставлена до 1 апреля 2015 года на основании договора с репозитарием (дополнительного соглашения с репозитарием о предоставлении информации по соответствующим видам договоров).
9. Изменения в валютном законодательстве

9.1.1 Расширение полномочий Правительства РФ по установлению требований к репатриации валютной выручки

Федеральный закон от 05.05.2014 № 112-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
9.1.2 В числе мер, направленных на защиту платежной инфраструктуры, оказались и меры, связанные с валютным контролем. В частности, теперь Правительство РФ вправе устанавливать долю, в пределах которой резиденты обязаны возвратить валютную выручку по контрактам, для которых предусмотрено оформление паспорта сделки.
9.1.3 Кроме того, Правительство РФ вправе установить перечень товаров, работ, услуг, по которым осуществляются указанные расчеты, а также перечень иностранных государств, с резидентами которых заключаются указанные контракты. На данный момент нам не известно о каких-либо постановлениях Правительства РФ на этот счет. В то же время банкам и иным участникам российского рынка нельзя забывать о новых полномочиях Правительства РФ и быть готовым к введению дополнительных ограничений и требований о репатриации выручки.
9.2 Увеличение количества разрешенных валютных операций для резидентов, по которым резиденты теперь обязаны регулярно отчитываться

Федеральный закон от 21.07.2014 № 218-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
9.2.1 Указанный закон разрешил прямое зачисление на счета (во вклады) резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации суммы процентов на остаток средств на таких счетах (во вкладах), денежные средства в виде минимального взноса, требуемого правилами соответствующего банка при открытии счета (вклада), наличные денежные средства, вносимые на счет (во вклад), денежные средства, полученные в результате совершения конверсионных операций за счет средств, зачисленных на такие счета (во вклады).
9.2.2 Закон также ввел специальный («льготный») режим в отношении счетов, открытых в банках, расположенных на территориях государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее – ФАТФ). На указанные счета могут быть зачислены суммы кредитов и займов в иностранной валюте, полученные по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств – членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет. Кроме того, наряду с указанными случаями на счета физических лиц – резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях государств – членов ОЭСР или ФАТФ, могут быть зачислены следующие денежные средства, полученные от нерезидентов:
a) суммы доходов от сдачи в аренду (субаренду) нерезидентам расположенного за пределами территории Российской Федерации недвижимого и иного имущества физического лица – резидента;
b) выплачиваемые в виде грантов;
c) выплачиваемые в виде накопленного процентного (купонного) дохода, выплата которого предусмотрена условиями выпуска принадлежащих физическому лицу – резиденту внешних ценных бумаг, иных доходов по внешним ценным бумагам (дивиденды, выплаты по облигациям, векселям, выплаты при уменьшении уставного капитала эмитента внешней ценной бумаги).
9.2.3 Более того, теперь четко установлено, что положения закона, касающиеся ограничений операций по счетам резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не распространяются на счета (вклады) резидентов, открытые в расположенных за пределами территории Российской Федерации филиалах уполномоченных банков.
9.2.4 Еще более важным представляется то, что новые требования возложили на физических лиц – резидентов Российской Федерации обязанность по предоставлению отчетности в российские налоговые органы о движении средств по их счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с приложением подтверждающих банковских документов. До внесения указанных изменений порядок отчетности для резидентов (за исключением физических лиц) определялся Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 № 819 «Об утверждении Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации». На данный момент указанное постановление обязывает резидентов ежеквартально представлять справки и подтверждающие документы в отношении каждого счета (вклада), открытого на территории иностранного государства. При этом все иностранные документы необходимо переводить и заверять в установленном порядке. На данный момент неизвестно, будут ли такие же самые требования распространяться и на физических лиц? Очевидно, однако, что требования в отношении физических лиц должны быть смягчены или, по крайней мере, сформулированы по-другому. Остается ждать пояснений соответствующих государственных органов на этот счет.
10. Банкам частично разрешили торговать

Федеральный закон от 04.10.2014 №286-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»
10.1.1 Указанным законом были сняты ограничения на занятие банками отдельными видами деятельности. В частности, в соответствии с новой редакцией части шестой статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности» ограничения теперь не распространяются на продажу имущества, приобретенного кредитными организациями в целях обеспечения своей деятельности, и на продажу имущества, реализуемого кредитной организацией в случае обращения взыскания на предмет залога в связи с неисполнением должником обязательства, обеспеченного залогом имущества, либо полученного кредитной организацией по договору в качестве отступного.
10.1.2 Предполагается что указанные изменения помогут кредитным организациям более эффективно управлять своими активами, что особенно важно в существующих условиях экономической нестабильности.
11. Новое в регулировании деятельности ЭКСАРа

Постановление Правительства РФ от 14.12.2014 № 1204 «О внесении изменений в Правила осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков»
11.1.1 Внесены изменения в основной документ, регулирующий деятельность Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (далее – Агентство) с целью расширения возможностей Агентства по поддержке экспорта и зарубежных инвестиций в соответствии с потребностями российских экспортеров и развитием российского рынка финансовых услуг.
11.1.2 В первую очередь, речь идет об увеличении страхового лимита. Теперь в отдельных случаях по решению Совета директоров Агентства лимит страхового покрытия по договору страхования ЭКСАР может быть установлен в размере 100% от страховой стоимости в отношении политических и (или) предпринимательских рисков. Ранее страховая сумма по договору страхования Агентства не могла превышать 90% страховой стоимости по экспортному кредиту и (или) инвестиции при страховании предпринимательских рисков и 95% страховой стоимости при страховании политических рисков. Таким образом, ЭКСАР сможет предоставлять расширенную 100% страховую поддержку для отдельных стратегически значимых экспортных проектов.
11.1.3 Кроме того, Правила в новой редакции позволят ЭКСАР предоставлять страховую поддержку не только экспортерам, российским и зарубежным инвесторам и банкам, но и факторинговым, лизинговым компаниям, международным банкам развития и другим финансовым организациям.
11.1.4 Представляется, что указанные изменения позволят расширить возможности Агентства по поддержке экспорта и зарубежных инвестиций в соответствии с потребностями российских экспортеров и развитием российского рынка финансовых услуг.


[1] Например, банк может предоставить рассрочку платежа при покупке: т.е. вместо отнесения суммы покупки целиком на отчетный период, в котором была осуществлена покупка, банк может разделить данную сумму на n-ное количество равных «кредитов», которые будут выставляться клиенту в n-ное количество отчетных периодов, начиная с первого отчетного (в котором была осуществлена покупка)
[2] Аналитики Morgan Stanley оценили примерную общую сумму обеспечительных взносов, подлежащих уплате двумя крупнейшими международными платежными системами на российском рынке Visa и MasterCard, в 2,9 миллиарда долларов, что в пять раз превышает их ежегодную выручку в России (http://www.kommersant.ru/doc/2470526).
[3] Когда списание электронных денег по распоряжению клиента и их зачисление получателю производится неодновременно с принятием оператором соответствующего распоряжения.
[4] Далее – Закон о внесении изменений.
[5] Следует помнить, что до сих пор положения российского законодательства несостоятельности применялись только к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
[6] Более детальный анализ приведен в нашей новостной публикации «Новый порядок банкротства физических лиц вступит в силу в июле 2015 года», январь 2015 года.
[7] Пункт 2 статьи 2133 Закона о банкротстве с изменениями.
[8] Пункт 1 статьи 2134 Закона о банкротстве с изменениями.
[9] Пункт 2 статьи 2134 Закона о банкротстве с изменениями.
[10] Пункт 3 статьи 2136 Закона о банкротстве с изменениями.
[11] Там же.