- Main
- News centre
- Funds
- Management companies
- Deals
- Portfolio companies
- Consultants
- IPO/SPO
- Projects
- Comments
- Preqveca monthly
- IPO monthly
- Preqveca polls
- PREQVECA Awards
- Macro indicators
- Knowledge bank
- Newsletters
- About us
- Subscription
Law firm
О2 CONSULTING |
Глобальный стейблкоин как угроза финансовой системе
А на прошлой неделе созданный G20 Совет по финансовой стабильности (Financial Stability Board) выпустил рекомендации по регулированию «глобальных стейблкоинов» (global stablecoins). Совет проработал как сутевую часть самих глобальных стейблкоинов, так и связанные с ними риски, а также предложил 10 рекомендаций для национальных органов. Ниже приведены основные тезисы этого фундаментального документа.
Глобальный стейблкоин — это криптовалюта, финансовый инструмент, цифровой актив или что-то иное?
Очевидно, что национальные регуляторы единый ответ дать не могут. При подготовке рекомендаций выяснилось, что на сегодняшний день в различных юрисдикциях предложено, как минимум, 13 правовых режимов для стейблкоинов. Варианты весьма разнообразны: от режима традиционной валюты и до схем коллективного инвестирования. Совет по финансовой стабильности предлагает свое видение места стейблкоинов в системе виртуальных и финансовых сущностей.
Схема предложена следующая: стейблкоины (stablecoins) признаются видом цифровых активов (digital assets), а глобальные стейблкоины (global stablecoins), в свою очередь, являются видом стейблкоинов.
От иных видов цифровых активов (к примеру, криптовалют) стейблкоин отличают особые стабилизационные механизмы, которые позволяют снизить волатильность данного актива.
Совет отмечает две разновидности стабилизации:
1. привязка стейблкоина к базовому активу (например, к национальной фиатной валюте, к товарам, к другим видам цифровых активов);
2. алгоритмическая стабилизация через применение специальных протоколов, которые при изменении спроса/предложения обеспечивают поддержание их стоимости.
Почему одни стейблкоины глобальные, а другие — нет? И какие риски связаны с глобальностью?
Глобальный стейблкоин назван глобальным вовсе не из-за наличия одного эмитента или же его использования в качестве мировой цифровой валюты. Речь идет лишь о том, что некоторые стейблкоины будут обращаться в нескольких юрисдикциях и объем их выпуска достигнет значительных показателей. Термин не вполне удачный, ведь нематериальность стейблкоинов и их существование в информационных сетях уже предполагают возможность выхода за пределы национальных юрисдикций.
Глобальность стейблкоина скорее важна для обозначения рисков, нежели чем для выделения особого правового режима. Совет указывает, что превращение стейблкоина в широко применяемое средство обмена или сбережения влечет риски для финансовой стабильности, риски в области защиты прав инвесторов и потребителей, защиты данных, противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма. Это, к слову, классический набор рисков, обозначаемый национальными и наднациональными регуляторами, в том числе и применительно к конвенциональным ценным бумагам и финансовым инструментам.
Совет также считает, что стейблкоин все же является волатильным активом, и в случае его превращения в массовое средство сбережения любое колебание стоимости такого актива будет существенно отражаться на благосостоянии населения. Если же стейблкоины будут выпускаться при участии финансовых регуляторов или банков, то возникнет «проблема доверия» не только к самому активу, но и к финансовой системе в целом. Также Совет обращает внимание на технологические и инфраструктурные риски выпуска и оборота стейблкоинов.
Какие рекомендации предложены национальным регуляторам?
Рекомендации Совета сформулированы в общих чертах в виде базовых ориентиров, в том числе:
• создать адекватную рискам регуляторную среду в связи с выпуском стейблкоинов;
• при выработке национального законодательства учитывать стандарты Базельского комитета по банковскому надзору (BCBS), рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), Комитета по платежам и рыночным инфраструктурам (CPMI), международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO) и иных структур;
• обеспечить транспарентность стейблкоинов: их обладатели должны понимать, как данные активы функционируют и каким образом обеспечивается стабильность их цены;
Поскольку на национальных уровнях имеются значительные разночтения в подходах к данным цифровым сущностям, Совет отмечает, что важна готовность государств к выработке единого подхода в области регулирования стейблкоинов, готовность следовать единым стандартам. Это крайне сложная задача, поскольку различия зачастую кардинальны.